Ирина Козырева (sandrina) wrote,
Ирина Козырева
sandrina

Categories:
  • Mood:

Наука и ее... подобие

Проблемы вокруг и в самой российской науке обсуждаются уже не день и даже не год. В ОЧЕНЬ сухом остатке суть большинства дискуссий, которые ведутся в стиле "Кони бегают по кругу" (тм), сводится к тому, что наука, мягко говоря, загибается. Тут, правда, появляются разночтения по первому вечному русскому вопросу "Кто виноват?" А основная масса ответов на второй не менее вечный вопрос - "Что делать?" - блещет разнообразием завуалированных просьб-требований о финансовом вспоможении. Хотя встречаются интереснейшие вариации на эту тему у alex_rozoff, но там, скорее, "о концепциях" речь.

С другой стороны... Впрочем, с "другой стороной" проблема, поскольку таки да, состояние научной активности почти на грани катастрофы. Внутри нет спроса (по большому счету), хромает база и прослеживается явный недостаток средств (не буду даже затрагивать такую животрепещущую тему, как нарастающие провалы в фундаменталке), что ведет либо к оттоку\сокращению числа ученых\аспирантов (см. пост у vitalidrobishev и пост philologist).

Официальные власти, как ни парадоксально, пока что особой трагедии в оттоке не увидели. Из чего можно предположить, что либо "дела индейцев шерифа не волнуют" (по крайней мере данных конкретных индейцев), либо у нас на самом деле "все есть, где это нужно, и работает, как требуется". Чтобы потом - упс - и свершениями российско-научными потрясти мир. А пока введен режим "Пст! Враг не дремлет!". Правда, это предположение больше похоже на неудачную шутку, учитывая с чем в вузы приходят нынешние абитуриенты...

В общем, когнитивный диссонанс у меня. И новости по теме его только усугубляют. Взять вот самые "свежие". Ладно, к примеру, решили в марте отменить конкурс проектов фундаментальных научных исследований, но с чего бы вдруг решили поддержать рублем теологию? Хотя религия у нас вроде как позиционируется одним из фундаментов. Ага, в фундаментальной науке. А заменой программы грантов, видимо, будет внедрение оценки вузов по количеству стартапов. Интересно, какие стартапы предполагаются оценивать в гуманитарных науках? :-) Конечно, мысль, с одной стороны, дельная - спасти хоть что-то путем перевода на практически-прагматические рельсы (как раз то, что обсуждалось у alex_rozoff) и активизировать цепочку вуз-научно-исследовательский центр-реализация (много-много-много вопросов), но пока что недоумение по поводу будущего науки в России не развеивается от слова "совсем".

А пока эти самые пресловутые кони бегают, минобр со товарищи будут последовательно гнуть линию партии внедрять новые стандарты обучения (видимо в надежде, что за технопримочками удастся скрыть фундаментальные проблемы российской школы как кузницы кадров для дальнейшего...хм... развития науки, в том числе). И будут, видимо, все чаще появляться концепции развития а-ля Приоритетными и необходимыми, важнейшими целями среднего образования нам видится обучение чтению и письму, устному счету, то есть ликбез в понимании стандартов ООН, обязательное сексуальное просвещение. Средняя школа должна задавать самые базовые параметры фундаментальных основ гуманитарного измерения. Все остальные предметы должны изучаться исключительно по выбору учеников, возрастные рамки для начала и окончания, а также сроки обучения будут полностью дифференцированы в зависимости от индивидуальных траекторий обучения каждого человека. (отсюда)
Tags: Наука, Образование, Общество, Размышлизмы, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments