Ирина Козырева (sandrina) wrote,
Ирина Козырева
sandrina

Categories:
  • Mood:

Методы воспитания и обучения: сравнивая Толстого и Илона Маска

Некоторое время назад на сайте Культура.рф была опубликована любопытнейшая статья - "10 правил воспитания детей по Толстому"

1. Не портить детей воспитанием


2. Не наказывать


3. Не скрывать свои недостатки


4. Учить полезному


5. Воспитывать самостоятельность


6. Разрешить недовольства


7. Развивать воображение


8. Учить понятно


9. Быть человечнее


10. Самому жить хорошо



Мысли Льва Толстого в чем-то неуловимо, а в чем-то и вполне очевидно пересекаются с принципами предложенной Илоном Маском школы будущего, о который сегодня поведал в своем блоге mi3ch

1. Система оценок неэффективна
"В моей школе нет оценок. Они формируют у детей искаженную систему ценностей", — утверждает Маск. Зато в школе Ad Astra есть своя валюта — "астры". Их получают не за правильное решение задачи, а за реализацию своих идей. Кто-то делает сайты, кто-то печет пирожки. Каждый имеет возможность сделать что-то и узнать, насколько это ценно. Так дети заранее учатся рыночным отношениям на практике.

2. Высшее образование не должно быть целью школьника
Высшее образование и углубленное изучение всех предметов скорее минус, чем плюс, по мнению Илона. «Все это заставляет людей считать себя особенными, после чего те перестают кого-либо слушать и анализировать свои ошибки», — уверен он. В качестве примера гениальных людей без престижных дипломов он называет Стива Джобса и Билла Гейтса.

Ученики Маска сосредоточены на фундаментальном знании. Они постигают основы дисциплин, их спорные вопросы и применимость на практике, а не забивают голову тем, что им вряд ли понадобится в дальнейшем. Таким образом у них формируется крепкая база знаний во всех сферах науки, а углубленное понимание приходит по мере освоения выбранной профессии.

3. Тесты, абстрактные задачи и уравнения бесполезны без практики
"Тесты погубили американское образование. Выпускники не умеют думать, они могут только подчеркнуть правильный ответ", — утверждает предприниматель. Самый эффективный способ закрепить изученное — практика. Вместо того чтобы рассказывать ребенку о том, какие бывают инструменты и для чего они нужны, в школе Маска им дают двигатель и просят его разобрать.

"Решение абстрактных задач не приносит пользы, дети не понимают, зачем им это нужно, и не запоминают. Их мозг просто отсеивает лишнюю информацию", — говорит Илон Маск. Школьники просто не видят смысла в этих сложных уравнениях, где, помимо цифр и переменных, ничего нет. В качестве альтернативы детям дают реальные задачи: создать что-то, починить, выяснить эффективные способы решения жизненной ситуации.

4. Детям необходимо углубленное изучение этики и морали
"Представьте себе небольшой городок на озере. Основная часть его населения трудится на огромном заводе. Этот завод загрязняет озеро и убивает животных в нем. Что вы предпримете? Закрытие фабрик означает потерю работы для всех, а если их оставить, город рискует лишиться озера", — описывает увиденную в Ad Astra ситуацию американский инженер и предприниматель Питер Диамандис, который лично посетил школу.

Такие задачи — регулярная практика для воспитанников школы Илона Маска. Это помогает взглянуть на мир критически, проверить на прочность свою систему ценностей. Наделить детей моральным компасом и эмпатией важнее, чем научить их решать математические уравнения.

5. Строгое деление на классы неэффективно
Устаревшие принципы образования, которые Илон Маск намерен разрушить своей школой будущего.

"В моей школе нет никаких классов, ученики проходят обучение все вместе", — говорит Илон. Независимо от возраста, они вместе решают поставленные задачи, делятся мнениями. Каждому интересно найти истину: даже приходя домой, они обсуждают пройденное с родителями, а потом несут их мнение в коллектив.

6. Физику нужно изучать на практике, а не на сухой теории
"Даже если вы не хотите связывать свою профессию с физикой, вам будет очень полезно знать ее", — уверен предприниматель. Маск рекомендует изучать ее как фундамент, а затем пройти несколько курсов, чтобы определиться с самым интересным для вас направлением. Важно также, чтобы дети наглядно видели все ее законы и применяли их, а не зубрили сухую теорию. Другие предметы при этом не теряют важности. По словам Илона, необходимой для всех является даже экономика, чтобы не возникало путаницы в ее терминологии.

7. Обязательная программа заставляет детей ненавидеть школу
"Кто-то любит математику, кто-то — языки или музыку. Правильнее будет основывать программу, опираясь на интересы ребенка, а не заставлять его проходить заранее написанную", — уверен Илон. Ученики Ad Astra с нетерпением ждут окончания каникул, школьные уроки для них не мучение, а способ получше узнать то, что им интересно.


Раз за разом сталкиваясь с предложенными концепциями "творческих школ" я думаю - есть школы и школы, образование и образование. то-то, без сомнения нужно менять в системе и подходах, но в этом ли (вернее, только ли в этом) направлении. Потому что раз за разом приходит в голову одна и та же мысль. Если человек реально хочет чему-то научиться, нужен не только интерес (и методики, направленные на развитие интереса), но понимание перспектив. На личном уровне, как минимум. Нет понимания - зачем, не будет и интереса. Конечно, это в большей степени относится уже к старшей\высшей школе. Что же до детей...

Да, привнесение игрового элемента \ усиление практической составляющей - это очень даже неплохо. Однако есть то, что требует не только восприятия, но и солидной базы, которую только частично можно получить в игровом формате. Жизнь, конечно, игра, но игры бывают разные: от туповатого майнкрафта и зомби-стрелялок до шахмат. Что и кому позволит "выжить" в условиях цивилизационного отбора - тактически или в перспективе... Все индивидуально. Однако отправная база должна быть общая. Как равный шанс на выживание. А там... у кого какое ружье в каком акте выстрелит покажет только время.

Возможно, я старомодна, но физиологию (пусть и на уровне высшей нервной) пока никто отменить не смог. Да и сколько уже длится это образовательное противостояние... "Имя Розы" - классика. Деление по типу максимального результата "от практики" и "от теории" - тоже (это я как лингвист могу подчеркнуть). Так нужно ли так упорно добиваться приоритета какого-то одного направления (угумс - на два и в балансе бюджет не резиновый)?
Tags: Образование, Общество, Размышлизмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment